Завершение. Часть 2 здесь, часть 1 здесь.
Культура заботы о себе
Итак, чтобы быть собой, проявлять инициативу в своей жизни, вести осмысленную жизнь нам надо:
- Быть поддерживаемыми Я-объектами, людьми, которые будут нам давать адекватную эмпатическую обратную связь. Проявлять инициативу здесь означает совершать действия откликаемость на которые со стороны Я-объектов вам важна.
- Прояснять вашу картину мира, что означает – выяснять ценностные основы ваших представлений о мире, которые проявляются в форме переживаний жизненных ситуаций, реактивировать усвоенные вами в ходе воспитания ценности, фундировать базовые ценности и достраивать их более структурированной системой, которая приобретает характер деятельности глобального субъекта (Бога, Эволюции и т.п.).
- Генерировать смысл вновь возникающих, а лучше создаваемых ситуаций, что означает задавать со-держание деятельности (Цель, средства, используемые ресурсы, порядок действий и т.п.).
- Формировать со-знание смысла, что означает оформлять этот смысл в текст по итогу коммуникации с теми, с кем вы собираетесь сотрудничать в вашей деятельности.
- Осуществлять эту деятельность.
Если прочитать этот текст сходу, может показаться, что я предлагаю для осмысленной жизни строить коммунизм. Нет, конечно, речь не совсем об этом, хотя масштабы личности, само собой, задаются масштабами осуществляемой деятельности. Я скорей говорю о том, что для осмысленной жизни должен быть хоть какой-то порядок в этих сферах.
И еще. Я скорее говорю о том, что вот эти вот направления работы над собой должны стать предметом постоянной практики заботы о себе. Вы ведь прекрасно понимаете, что и над своим окружением и над своей картиной мира и над своими ценностями и над своей практической деятельностью вам придется работать всю жизнь. И, соответственно, для этого должны быть нормальные социальные практики.
Хочу здесь подчеркнуть: забота о себе – это культура выделения времени, других ресурсов и внимания на те аспекты осмысленного существования, которые я описал выше.
О них мы и поговорим в этой части.
Историческая справка – откуда появилось понятие «Забота о себе»?
Для тех, у кого нет философского образования и кто не интересуется философией, я скажу, что книга «Забота о себе» французского философа Мишеля Фуко, которая была третьим томом его работы «История сексуальности», возвращает нам тему заботы о себе, истоки которой Фуко видит в древней Греции. Если кратко, то Фуко исследует то, каким образом различные греческие и римские мыслители разрабатывали этические нормы в самой этически чувствительной сфере – сфере сексуальных практики и как в ходе этих разработок рождались новые техники себя, новая культура заботы о себе и т.п. Позже ответом на эти техники и эту культуру стала христианская практика исповеди и другие практики. В Греции и Риме культура заботы о себе выражалась, например, в создании индивидуальных этических кодексов, когда конкретный человек обосновывал свою персональную этическую позицию по отношению к тем или иным вопросам, связанным с сексуальной практикой.
Надо сказать, и здесь я возвращаюсь к нашей основной теме, что культура заботы о себе возникла вовсе не как форма развлечения, это был ответ на вполне серьезные антропологические вызовы, так похожие на происходящее сейчас разложение традиционных форм отношений и существования.
Забота о себе по Фуко
(Весь нижеследующий отрывок написан на основе вот этой статьи. Отдельные фразы из этого текста я не выделял в качестве цитаты, поскольку весь отрывок в принципе основан на этой великолепной статье)
Сам термин «Забота о себе» относится к платоновскому диалогу, в котором Сократ беседует с Алкивиадом – юношей, который мечтает о политической деятельности, но при этом совершенно невежественен в основных понятиях, например, понятии «справедливость». Сократ говорит ему: «Однако, что ты собираешься делать с самим собою? Остаться таким, каков ты есть, или проявить о себе некоторую заботу?» Разъяснения Сократа о том, как же заботиться о себе демонстрируют нам по сути фундамент европейской культуры себя, сохранившийся фактически и в христианской культуре. Если кратко культуру заботы о себе можно сформулировать в следующих тезисах:
- Предметом заботы о себе является душа, а не тело или имущество. Душа понимается Сократом им не как некая сущность, а как то, что движет телом, использует тело (chresis) или как «субъект действия».
- Основным способом заботы о себе (то есть о своей душе) является самопознание. Самопознание Сократ называет искусством, улучшающем душу, подобно тому, как сапожное искусство улучшает башмаки.
- Самопознание призвано открыть в душе ее «божественную составляющую», мудрость, способность различать истину и ложь. В результате человек получает доступ к истине, теперь он знает, как себя вести, как и зачем действовать, он знает свои свойства, а также свойства других людей и государства, он становится добродетельным.
- Забота о себе, вводится Платоном (в диалогах Сократа) как практика, необходимая для заботы о других, в частности, для государственного управления. Забота о себе, в конечном итоге, есть эффект политики как отправления власти. Поэтому она – не только привилегия, но и долг всех управленцев или тех, кто собирается ими стать.
- Самопознания для постижения истины и формирования умения управлять другими недостаточно. Также необходим и аскеза: необходимо «деятельно заботиться о себе самом, упражняться и преобразовывать себя».
- Сквозным мотивом духовной аскезы, сопряженной Платоном с принципом заботы о себе, является мотив или задача практиковать власть над самим собой, над своими желаниями. В период греческой классики обязанность такой практики связана, как и самопознание, с положением, занимаемым гражданином в полисе, с его властными полномочиями. Чтобы управлять другими, лицо, наделенное властью, должно уметь властвовать собой.
- Политический деятель должен уметь владеть собой, своими страстями, «устанавливать свой собственный этос».
- Платон вводит в «Алкивиаде» требование, которое сохраняется и в эллинизме. По его мнению забота о себе с необходимостью нуждается в наставнике. «Наставник - это тот, кого заботит забота, которую субъект проявляет по отношению к самому себе».
- Фуко выделяет термин stultia, означающий например, у Сенеки состояние невежества как душевного нездоровья. Нездоровое состояние души сказывается в подверженности влияниям извне, разбросанности во времени, некоем самотеке, бесцельности, бесконечной изменчивости, отсутствии подлинной воли и желания. «Истинная» же воля, согласно Сенеке, это воля, направленная на самого себя, истинное желание – желание самого себя. «Я» – это объект, который можно желать безусловно, свободно и всегда. Только возжелав самого себя, можно стать человеком sapiens и преодолеть состояние stultus. Но между sapiens и stultus необходим посредник: вмешательство другого необходимо, поскольку воля stultus не может сама по себе о себе заботиться. Таким посредником стоики полагали прежде всего философа: именно он выводит из состояния stultus, он проводник к самим себе, к искусству управления собой и другими. При этом философ превращается в «жизненного советчика», философия перестает быть чистой профессией и интегрируется в повседневность, реагирует на конкретные ситуации.
- «Я» перестало быть мостиком к чему-то другому: политике, истине, и т.п., оно стало единственным, конечным объектом заботы о себе, а сама эта забота стала самоцелью, универсальной ценностью жизни и культуры, правда, реально доступной немногим. «Человек проявляет заботу о себе для самого себя, и именно в этом забота о себе получает свое вознаграждение». Наступает золотой век «культуры себя», в которой «призыв «заботиться о себе» стал императивом многих отличных друг от друга доктрин, он стал образом действия, манерой поведения, пропитал различные стили жизни, оформился в многочисленные процедуры, практики, предписания, которые осмысляли, развивали, совершенствовали, преподавали». Он оформился в масштабную общественную практику, опирающуюся на разветвленную социальную базу в виде специализированных институций (кружков, общин, «тренингов», институт частных консультантов и т.д.), а также на привычные отношения родства, дружбы или долга. Более того, поскольку заботящийся о себе нуждается в наставнике, взывает к нему, принцип этот послужил интенсификации социальных отношений.
Далее Фуко показывает, что в европейской культуре сам человек, его самосознание (в виде картезианского «Я мыслю, следовательно существую»), т.е. необходимость познания себя, становится условием доступа ко всякой истине. Фуко задается вопросом: за счет чего субъект получает доступ к истине? И отвечает: "Истина никогда не дается субъекту просто так... Нужно, чтобы субъект менялся, преобразовывался..., становился отличным от самого себя, дабы получить право на доступ к истине. Истина дается субъекту только ценой ведения в игру самого существования субъекта... Не может быть истины без обращения или преобразования субъекта".
Насколько это актуально для вас сейчас? Решайте сами. В конце концов, практика заботы о себе как определенного рода аскеза в Древней Греции в первую очередь предназначалась тем, кто обладал властью для того чтобы совладать с собой прежде чем переходить к властвованию над другими.
Как можно позаботиться о себе сейчас?
На современную культуру заботы о себе на самом деле самым радикальным образом повлияли 2 человека. Первый – это Карл Маркс, который показал, что многие события, происходящие с нами, могут вовсе не контролироваться нами, могут быть связаны с нашим социально-экономическим положением. А все, что мы думаем о себе, на самом деле вытекает из этого нашего положения, т.е. фундировано независящими от нас самих динамическими экономическими процессами. Например, наши эстетические предпочтения, идеологические взгляды вплоть до способов восприятия мира зависят от нашего экономического положения в обществе.
Второй фигурой был Зигмунд Фрейд, который вообще открыл, что пространство осознаваемого в психике человека чрезвычайно ограничено, а поведение человека во многом обусловлено бессознательными динамическими силами (и либидо в первую очередь). И первый и второй при этом были движимы вполне просвещенческими идеалами и придумали способы возвращения человеком себя себе через подчинение себе тех самых динамических сил. Маркс – через революцию и последующее прямое управление экономикой (хотя последнее – слишком грубое утверждение), Фрейд через психоанализ с целью укрепления и расширения пространства Эго.
Я позволю себе сделать предположение, что наследием марксовых и фрейдовских наработок нынче можно считать: для экономической эмансипации – различные способы ухода от наемного труда (даже квазиспособы, когда хорошего сотрудника награждают участием в собственности или прибыли), для психологической – опыт психотерапии, причем как клиентский, так и терапевтической.
Я хочу в этом месте сформулировать некое пока ничем не обоснованное утверждение: на самом деле условием возможности возврата к себе можно считать как экономическую эмансипацию (предпринимательство разного рода, даже в таких формах как замена найма аутсорсингом, короче проявление собственной инициативы в своей экономической жизни), так и психологическую, но пока важнее другое. Я полагаю, что Фрейд открыл чрезвычайно важную институциональную форму практики заботы о себе: индивидуальную психотерапию, когда один человек беседует с другим о его жизни в строго выделенное на это время, с конкретным бюджетом и т.д. Вот эту форму отношений и можно считать, по-моему, актуальной основой заботы о себе сейчас. Однако в задачах по заботе о себе, которые мы описали выше, присутствует много того, что в психотерапии не практикуется. Именно об этих формах мы и поговорим – будем смотреть, что в современном мире есть такого, что помогает собираться.
1. Быть поддерживаемыми Я-объектами, людьми, которые будут нам давать адекватную эмпатическую обратную связь. Проявлять инициативу в этом месте означает совершать действия откликаемость на которые со стороны Я-объектов вам важна
Вот эта задача как раз касается психотерапевта. Правда, им по должности положено быть эмпатическим, а по содержанию работы они должны помочь вам как раз наладить собственную жизнь таким образом, чтобы вы сами сформировали такое сообщество Я-объектов. Лично я встречаю очень много такого рода сообществ – это и многочисленные клубы по интересами, и профессиональные сообщества, и партнерские сообщества (например, неформальные сети знакомых среди фрилэнсеров, которые обеспечивают друг друга и клиентами, и ресурсами, и разного рода эмпатической поддержкой). Если в советские времена рабочий создавался чуть ли не на всю жизнь и определялся рамками предприятия, то сегодня рабочий коллектив гораздо шире и фактически задается локальным рынком труда.
На самом деле в данном случае целью психотерапии является развитие вашей способности понимать и осознавать какого рода отношения и с кем вы хотите строить, поэтому я считать психотерапию основой такого рода практики.
2. Прояснять вашу картину мира, что означает выяснять ценностные основы ваших представлений о мире
Боюсь, что эта часть заботы о себе является основной и вряд ли может быть осуществлена психотерапевтами даже из экзистенциальных направлений. Просто потому, что для этого надо многое знать и уметь – от онтологической работы в чистом виде как дисциплины, направленной на построение картин мира, до методологии, семиотики, социологии, культурологии и много другого. В последние несколько десятилетий на Западе эта тема активно развивается, наверное наиболее популярным человеком, который двигает эту тему является Оскар Бренифье, но и помимо него есть достаточно большое количество специалистов по философскому консультированию (можете сами поискать, воспользовавшись поисковиком). К сожалению практика эта недостаточно сильно развита и отстроена. И базовая проблема здесь заключается в том, о чем мы писали выше – индикатором подлинной и живой картины мира является способность проживать ее, т.е. выражение этой картины через конкретные чувства и переживания. С чувствами умеют работать психотерапевты, с картинами мира – философы, но вот тех, кто одинаково хорошо может через чувства работать с картинами мира крайне много. Наиболее близко к методу, который по моему мнению соответствует этому требованию является, экзистенциальный анализ Лэнгле, но про него я читал в основном по книгам. Лично сам я в связи с появлением такого рода запросов начинаю потихоньку разрабатывать технологию и ее основы вы сейчас и читаете.
Что же касается тех, кто сам хочет в качестве клиентов позаниматься философским консультированием я рекомендую обращаться непосредственно к практикующим философам, в конце концов, по моему мнению, настоящая философия сегодня в первую очередь существует в пространстве индивидуального контакта между философом и клиентом, а уже во вторую в пространстве университетских или шире академических аудиторий. Не стесняйтесь брать инициативу в свои руки, обратитесь к знакомому философу, на худой конец ко мне, мы вам подскажем прекрасные кандидатуры, сформулируйте свой запрос, задайте сеттинг (порядок работы – частоту, продолжительность, место и стоимость встреч) и пусть он – этот философ работает. Как работает? Пусть читает выше, по-моему я неплохо все описал. И не стесняйтесь испуганных глаз философа, к которому вы обратитесь, в конце концов правильное употребление философа в своих целях является необходимой частью современной заботы о себе. Я вам говорю ;)
3. Генерировать смысл вновь возникающих, а лучше создаваемых ситуаций, что означает задавать со-держание деятельности
Итак, философское консультирование должно результироваться в практической деятельности. Здесь пространство деятельности не ограничено. Осмотритесь по сторонам и посмотрите, сколько всего происходит: клерки организуют различные клубы – от многочисленных кинокрубов, до клубов по интересам – любители чая, кофе, танго и т.п. Единственное, что, наверное, отличает эти практики от тех, что имел в виду я – связь с надсистемным контекстом деятельности глобального субъекта, и, соответственно, ориентация скорее на поучение удовольствия и приятного досуга, чем выполнение своего долга. Если опять же посмотреть по сторонам, то можно заметить множество примеров реализации надчеловеческих ценности, от разного рода волонтерства до многочисленных благотворительных акций. Боюсь только, что мне по нраву ресурсосоздающие коммерческие организации, которые создают достаточно ресурсов для появления других организаций и создания дополнительных ценностей. Я намекаю на коммерческие организации с благими целями. Ибо, как говорил В.Тарасов, добро должно быть рентабельным. Обращаю ваше внимание еще раз, деятельность здесь означает реализацию некоторым количеством людей своей картины мира на практике.
4. Формировать со-знание смысла, что означает оформлять этот смысл в текст по итогу коммуникации с теми, с кем вы собираетесь сотрудничать в вашей деятельности
Да, друзья, если вы строите совместную деятельность, да еще с приятными вам людьми, т.е. людьми, которые с одной стороны надежны в вашей деятельности, а во-вторых эмоционально откликаемы, то есть являются частью сообщества Я-объектов, то вам надо как-то задавать общий контекст деятельности, даже не на уровне целей, а на уровне ориентации в ситуации, которая должна быть для вас общей, то вам не уйти от написания текстов. Они могут быть разными – они могут быть формулировками миссий, трансляцией вашей картины мира для потенциальных участников вашей деятельности, автобиографиями, публичными дневниками, «сторителлингами» и другими формами нарративов, персональными этическими кодексами и т.п. Здесь прекрасную роль могут сыграть многочисленные социальные сети, где можно размещать и обсуждать эти тексты. На худой конец, если вы не в состоянии писать текст, читайте его в виде лекций, семинаров, видеообращений, их ведь тоже есть куда поместить. Помните – без текста нет смысла!
5. Осуществлять эту деятельность
Здесь все просто. Чтобы состояться, надо двигаться, надо ошибаться, искать новые пути и двигаться дальше. Пусть это движение и будет внутренним. Рассеяв себя по конкретным практическими ситуациям, сформировав эпизодический практический опыт вы сможете легче собрать себя в единое целое. Здесь вы и получите то давно забытое чувство наполненной смыслом жизни!
И не стесняйтесь искать себе наставника.