Последний пост

Книга “Бизнес как конструктор или Как управлять бизнес-моделью фирмы в отраслевых цепочках”

Друзья! Я рад сообщить вам, что в продажу в Москве и в Киеве поступила моя книга “Бизнес как конструктор или Как управлять бизнес-моделью фирмы в отраслевых цепочках”. Купить ее в Москве или получить по почте в любом другом городе России вы можете в интернет-магазине nikbook.ru: https://nikbook.ru/product/miroshnichenko-a-biznes-kak-konstruktor-ili-kak-upravlyat-biznes-modelyu-firmy-v-otraslevykh-tsepochkakh/?fbclid=IwAR37EwQmv2Jbk14kAFk9UJtlA_W75fymDL1VQad-qVbAnTIKxW8dtEI9sWc В Минске: https://mybooks.by/v-nalichii/miroshnichenko-a-biznes-kak-konstruktor-ili-kak-upravlyat-biznes-modelyu-firmy-v-otraslevyh-cepochka/   В Киеве и по всей Украине в интернет-магазине ufreida.com.ua:  https://ufreida.com.ua/biznes_kak_konstruktor_ili_kak_upravlyat_biznes-modelu_firmy_v_otraslevykh_tsepochkakh/ Скоро книга поступит в продажу и в Беларуси, следите за новостями! Над материалом, который изложен в книге, я начал работать в 2012-м году и за это время я прошел большой путь - от формулиров...

Цифровая революция в бизнесе. Часть 1

Впервые опубликовано здесь:
Digital revolution in business relations. Part 1
Digital revolution in business relations. Part 2

Многие блокчейн-энтузиасты стали такими потому что увидели в блокчейне перспективы, которые не только радикальным образом могут повлиять на финансовую сферу, но на деловые отношения и даже на все общество в целом.

Людей увлекает не только идея распределенного реестра, виртуальной машины, надежной и не убиваемой сети транзакций, но и децентрализованной автономной организации, возможность сообща принимать решения и влиять на принимаемые решения целого сообщества.

Мы и наш проект rocketIco.io не только видим и верим в перспективу принципиально новых форм деловых отношений, которые открываются благодаря использованию блокчейна, у нас есть амбиции по созданию инструментов, воплощающих в жизнь эти перспективы. Цифровизация деятельности вообще позволяет сделать многие вещи, которые раньше казались фантастикой, и значит, чтобы понять, куда мы можем двигаться и для какой перспективы нам следует создавать инструменты нас с одной стороны ограничивает фантазия, а с другой стороны сама природа деловых отношений, которые мы вынуждены рассмотреть более подробно.


Но что же мы хотим сделать сегодня?

Мы хотим создать возможность невероятно быстрых, стабильных, надежных и прозрачных транзакций для предельного упрощения и ускорения деловых отношений. Более того, мы предполагаем, что наши инструменты, если и не уничтожат старые добрые корпорации с их чудовищной инерцией, бюрократией и игнорированием потребностей клиентов, то как минимум позволят создать им сильных конкурентов.

Основная мысль нашей статьи достаточно проста: суть любой фирмы и ее взаимодействия с окружающим миром сводится к «пучкам транзакций». Научившись правильно исчислять и управлять этими транзакциями мы можем получить систему цепочек и сетей фирм, которые, особо не меняя свои основные функции, смогут мгновенно перестраивать цепочки создания ценности под новые волны спроса, тем самым в скорости и качестве опережая не только корпорации, но и всю инфраструктуру стартапов.

Но для того, чтобы понять, какой механизм мы предлагаем, нам нужно посмотреть в саму природу фирм и деловых отношений.


Транзакционная суть фирм


Еще Рональд Коуз обращал внимание на транзакционную природу фирмы. Он говорил, что фирма является организованной совокупностью отношений, которая обеспечивает более эффективное чем в натуральном хозяйстве производство той или иной продукции. Эффективность определяется ценой. 


В натуральном хозяйства ремесленник (у нас на рисунке это гончар, который добывает глину, делает из нее кувшин, а затем обжигает его) сам последовательно выполняет все работы, включая переговоры с клиентами и поставщиками. Процесс изготовления нестабилен, издержки на единицу продукции велики.


Под транзакцией Коуз подразумевал различные фиксированные договоренности между сторонами заключения сделок. Именно совокупность транзакций обеспечивала повторяемость технологии работы фирмы, специализацию внутри нее и выгодные отношения с внешними стейкхолдерами, вроде поставщиков и партнеров. По сути транзакцией можно назвать любые оговоренные отношения. Причем оговоренность отношений может быть как формализованная, так и неформализованная.

Предприниматель выстраивает структуру транзакций, которая определяет функциональность фирмы. Он договаривается с работниками, с менеджерами, с поставщиками и клиентами.

Именно управление, то, что предприниматель управляет транзакциями, позволяет выработать ту самую технологию производства, которая делает товары дешевле, чем в натуральном хозяйстве.

В узком смысле транзакция - это именно подкрепленная юридически договоренность. Однако очевидно, что как внутри фирмы, так и в ее отношениях с внешними контрагентами случается множество неформализованных сделок и отношений. Но и в этих отношениях предприниматели подразумевают некую объективную сторону - «свидетеля», некоего «обобщенного другого», который может удостоверить как факт совершения сделки, так и выполнение всех ее условий. Поэтому транзакционную природу имеют и все неформализованные деловые отношения.

Часто фирма, вступающая в отношения с другой фирмой, состоит из множества внутренних транзакций. И, подписываясь под соблюдением тех или иных отношений со стороны фирмы, предприниматель подразумевает стабильность транзакций, которые стоят за реализуемой фирмой функцией. Он понимает, что все внутренние договоренности между менеджерами, исполнителями, поставщиками и прочими контрагентами будут выполнены. Но часто случается, что сложность этих неформализованных или формализованных частично транзакций приводит к непредсказуемому результату. Поэтому так важны менеджеры.

Если посмотреть на менеджмент с точки зрения транзакционной природы фирмы, то становятся видны функции менеджеров – менеджеры как раз и должны стабилизировать внутренние транзакции, что бы те не только повторялись в рамках договора с заранее оговоренным результатом, но чтобы совокупность привычных транзакций в новой структуре (новый проект, новое направление, новый продукт) выполняла новые функции, решала новые задачи. Собственно, управлять и означает трансформировать старые, а также формировать новые транзакции для решения новых задач.


На фирме управление функциями по добыче глины, изготовлению из нее горшков и обжиганию заготовок осуществляется через транзакции менеджера с исполнителями. Закрепление формы и содержания приказов в транзакциях стабилизирует систему производства горшков. За счет этого достигается эффект масштаба и сокращаются издержки на производство каждой единицы продукции.



Хорошо или плохо решают менеджеры свои задачи в рамках традиционных систем управления – тема отдельной статьи. Сейчас же зафиксируем, что транзакционная природа нынче становится основой целых систем экономики или отраслей. Когда те или иные системы транзакций создают основу для эффективности целых систем фирм, чем бы мы ее не меряли – денежным потоком, капитализацией или уровнем инноваций.

Вообще, экономику можно представить как фрактальную систему транзакций.



Транзакция и ресурс


Коуз выводил природу фирмы из двух составляющих – ресурса и транзакции. 

Ресурс – это источник функциональности этого ресурса (пища удовлетворяет голод, это ее функция, функция каменщика – класть кладку и т.п.). 

Взаимосвязь ресурса с другими ресурсами обеспечивается транзакциями.

Что касается ресурса, то базовой его характеристикой является временность функциональности.

 Функциональность ресурса может убывать (еда может заканчиваться), а может возрастать (как например квалификации и компетентность специалистов), функциональность ресурса может зависеть от транзакций, т.е. она может зависеть от комбинации рядом стоящих ресурсов в системе деятельности, может развиваться и меняться. Короче, при разговоре о ресурсах важно иметь в виду временность функциональности, а также зависимость функциональности ресурса от системы транзакций, в которую они включены (одни и те же функции в разных системах разделения труда работают с разной эффективностью).

Транзакция помимо минимум двух сторон сделки, договаривающихся об условиях перехода ценности от одного к другому, предполагает третье лицо, удостоверяющее факт перехода ценности от одной стороны к другой. Существующие юридические институты и играют роль это свидетеля. В мире блокчейна и смарт-контрактов третьей стороной оказываются стороны, указанные в смарт-контрактах или сообщество, которое в любой момент может посмотреть на условия сделки.

Собственно, фирма через транзакции включает различные ресурсы в такие комбинации, которые в составе этих комбинаций работают гораздо быстрее и эффективнее, чем в составе других. 


Если все это действительно так, то очевидным становится возможность создания такого исчисления транзакций, которое бы учитывало эти всего два элемента – 1) функциональность ресурса, временность этой функциональности и 2) транзакции, которые управляют взаимодействием этого ресурса с другими функциональностями.

Зачем это надо?

Давайте рассмотрим типичную проблему современной фирмы на примере производства. У вас есть станочная линия, производственные участки (в нашей терминологии ресурсы со своей функциональностью) включены в определенные технологические связи. Как это часто случается в последнее время, рынок требует не массового производства продукции минимального ассортимента, а мелких партий широкого ассортимента. И вам постоянно приходится перестраивать технологические связи между производственными участками. Чтобы сохранить рентабельность бизнеса вам нужно постоянно перестраивать связи между станками и производственными участками. Вы можете это сделать, если будете в целом понимать какие заказы, в каком приоритете и в каком порядке должны быть выполнены. Тогда вы можете, пользуясь простейшими методами линейного программирования, посчитать, как оптимальнее всего загружать производственные участки, как учитывать загрузку каждого станка и производственного участка.

Линейное программирование и решает проблему организации загруженности производственных ресурсов через систему транзакций.

А теперь представьте себе, что производственные участки – это фирмы, которые выполняют определенную функцию. Сейчас координация их деятельности происходит в произвольном порядке, кто-то из этих фирм ищет и не находит своих соседей по производственной цепочке, кто-то не может подготовить вовремя производственные мощности. Главное, на то, чтобы включить деятельность производственных функций фирм в единую цепочку уходит огромное количество времени и сил маркетологов, менеджеров по продажам, юристов, финансистов и т.п. И все это называется транзакционными издержками.

Использование исчисления транзакций и ресурсов при построении цепочки создания ценности нескольких фирм радикально снижает эти транзакционные издержки.



Транзакционные издержки


В экономиках, где перепроизводство становится повседневным явлением, основной проблемой оказываются транзакционные издержки. Есть даже различные исследования, показывающие, что масштаб транзакционных издержек в современной экономике достигает 30 % и выше.

Что же такое транзакционные издержки и как их можно уменьшить?

Коуз определял транзакционные издержки следующим образом: транзакционные издержки – это затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (в том числе с использованием рыночных механизмов); издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов.

Если говорить про разновидности транзакционных издержек, то обычно выделяют:

  • издержки сбора и обработки информации,
  • издержки проведения переговоров и принятия решений,
  • издержки контроля,
  • издержки юридической защиты выполнения контракта пользованием рынка.

Я бы к ним еще добавил различного рода издержки обмана – издержки на внутреннее воровство, откаты, коррупцию, введение в заблуждение контрагента о ценах и прочее. К транзакционным издержкам можно отнести издержки и на движение денег – все эти комиссии банков, время уходящее на финансовые транзакции между банками и т.д. и т.п.

На их сокращение и направлены многочисленные блокчейн проекты и наш проект в первую очередь.


Продолжение:
Цифровая революция в бизнесе. Часть 2