Впервые опубликовано здесь: Media of liquidity
В странах, где сильно развита инвестиционная инфраструктура, где существует огромное количество сервисов и услуг по облегчению инвесторам принятия решений о вложениях также развиты и каналы коммуникации между всеми стейкхолдерами этого процесса. Это и сводки с бирж, и письма брокеров, инвестфондов своим клиентам, и аналитические сайты, и многое другое. Это уже устоявшийся мир, который опирается не просто на сложившуюся практику, но на сформированную культуру инвестирования у самих инвесторов.
Так получается, что степень развития инвестиционной системы в мире во многом определяется и по степени развития коммуникаций между участниками инвестиционного процесса. Поэтому в частности, при отсутствии барьеров для перемещения капитала и при зарождающейся культуре инвестирования инвесторы из развивающихся стран предпочитают отдавать свой капитал субъектам из более развитой в инвестиционном смысле страны. Из-за чего так сильно обижаются их правительства (и правильно обижаются - это есть главная причина оттока капитала). Потому что просто в развитых странах больше информации, ситуация более прозрачна, дифференцирована и кастомизирована.
Но это в ставшей традиционной системе инвестиционной деятельности.
Однако сейчас мы можем наблюдать появление принципиально новой инвестиционной практики и культуры. Речь про практики, которые имеют приставку крауд- и блокчейн-.
Особенностью и отличительными признаками этих практик по сравнению с традиционным инвестированием является:
- Низкий чек вхождения и как следствие большое количество инвесторов для работы с которым блокчейн-стартапы создают специальные службы - коммьюнити-менеджеров, ботов и т.д. и т.п.
- Утилитарные (utility) функции приобретаемых потенциальными пользователей токенов, которые предполагается в дальнейшем использовать для приобретения сервисов и функций создаваемых платформ.
Говоря простым языком, новая система (ICO) привлечения капитала предполагает активно вовлекать большие группы инвесторов / пользователей в оборот специфических ценностей, для чего и создаются их платформы. В одних случаях это возможность создавать смарт-контракты, в других право голоса в виртуальном государстве и т.д. Проекты предоставляют право на пользование функций системы в будущем понятное дело за деньги, которые им и нужны для создания этих самых платформ. Но как только эти токены выходят на криптобиржи, они сразу же становятся ликвидными активами.
Но дело состоит в том, что стоимость тех или иных токенов на бирже напрямую зависит от потребности пользователей в функциях и пользе, которую можно будет приобрести в обмен на эти самые токены. А это значит, что на стадии запуска платформы проектам потребуется активно коммуницировать с реальными и потенциальными пользователи их платформ. И происходить это будет либо через существующую, либо через создающуюся систему коммуникации, в которой и будут представлены медиа-двойники ликвидных ресурсов (или медиа ликвидности).
По нашей гипотезе мы стоим в начале грандиозного этапа медиатизации процессов по оперированию с ликвидными с помощью токенизации активами. Эта медиатизация будет развиваться самыми непредсказуемыми способами, но в логике, которую мы здесь пытаемся описать.
Итак, под медиа ликвидности в первую очередь мы понимаем медиа-образ той ликвидной ценности, в оперирование которой будут вовлекаться пользователи (это и реклама, и естественно или искусственно создаваемые пользовательские субкультуры, и клиентские сообщества, и истории успехов / факапов, и легендирование различных аспектов практик использования токенов, и геймификация, и многое другое).
Интересно, что к этому вроде бы понятному явлению добавляются тенденции, идущие с обратного конца - со стороны токенизации самих медиа. Когда за вашу медиактивность вы получаете вознаграждение - за лайки, за посты и пр. (например в steemit), тем самым добавляя в мир ликвидных активов еще большее количество ресурсов.
Таким образом, цель медиатизации ликвидных активов состоит в том, чтобы:
- Превращать в ликвидный актив ресурсы, которые напрямую влияют на денежные потоки, но раньше не учитывались - медиактивность пользователей, например.
- Формировать медиа-посредников ликвидных активов и практик с этими посредниками для увеличения их ликвидности.
Это достаточно очевидные и лежащие на поверхности формы взаимозависимости ликивидности и медиа.
Но есть и менее очевидный на первый взгляд аспект. Это интегративная функция медиа, о которой писал еще великий немецкий социолог Никлас Луман.
В его социальной теории медиа были нужны для того, чтобы пространственно и временно разомкнутое общество получало общую соединительную ткань (как бы общедоступный экран, на котором в режиме реального времени будет доступна единая картина происходящего в едином для всех членов общества мире). По сути эту функцию и выполняют медиа. Только, если в 20 веке эту функцию выполняли монологичные СМИ типа газет, журналов и телевидения, в 21-м веке эту функцию стал выполнять полилогичный и интерактивный интернет.
Теперь давайте проведем простейший мыслительный эксперимент и попробуем ответить на вопрос: как заработать на интегративной функции медиа при управлении ликвидностью активов?
Скорей всего вам придется увязывать между собой в единые кластеры взаимодополнительные ценности с взаимодополнительными токенами в едином медийном пространстве, за счет чего будет увеличиваться синергия в увеличении ликвидности этих активов. Осмотритесь по сторона, реализуется где-либо эта функция, но не в техническом (Bancor), а в медийном исполнении?
Вообще, медиатизация ликвидности напрямую вписывается в логику функционирования экономики внимания. Коль скоро у каждого вида ресурсов в мире ликвидности появится свой заместитель, свой медиум в виде токенов, все эмиссионеры будут заинтересованы в росте стоимости своих токенов. Поэтому они будут заботиться о том, чтобы люди вступали во взаимоотношения, гарантирующие интенсификацию оборота токенов и соответственно рост их стоимости, что будет приводить к увеличению ликвидности цифровых активов. А для этого мы должны будем позаботиться о привлечении внимания пользователей к нашему токену. И нас ждет взрыв активности, направленной на включение людей, их внимания, в оборот токенов.
Этот совершенно новый мир взаимодействия по поводу ликвидности цифровых активов создаст принципиально новый мир медиа. Мир, в котором каждое социальное взаимодействие будет рассматриваться как актив с ликвидностью. У этого мира безусловно будет и своя тень - очевидно, что появятся и свои принципиально неликвидные, бесплатные активности, у которых возможно в конечном итоге будет свой токен, а значит, и своя ликвидность.